Рекомендации по здоровому питанию
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний и вера в свои силы»
В.А.Сухомлинский
Что такое здоровое питание?
Выражение «здоровое питание» по-разному понимается в разных странах людьми с разными культурными традициями. Вообще говоря, здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни и способствовать крепкому физиологическому, психическому и социальному здоровью человека. В целом под выражением здоровое питание подразумевается совместное воздействие потребляемой нами пищи, нашего состояния здоровья и предпринимаемых нами усилий для улучшения здоровья, как собственного, так и окружающих. Качественное питание обеспечивается путем потребления безопасных пищевых продуктов в рамках сбалансированной диеты, в результате чего полностью удовлетворяются потребности нашего организма в питательных веществах.
Недостаточность питательных веществ представляет собой физическое состояние, вызванное неправильно подобранной диетой или физической неспособностью усваивать или метаболизировать питательные вещества.
Это понятие включает в себя:
1. Переедание: человек получает с пищей больше калорий, чем расходует, что приводит к избыточному телесному жиру;
2. Недоедание: человек получает с пищей недостаточное количество калорий и питательных веществ, что приводит к уменьшению массы тела и/или дефициту питательных элементов.
Недостаточность питательных веществ может быть связана с различными причинами, к которым относятся бедность, инфекции, ухудшающие аппетит, отсутствие доступа к пище, недостаточно развитые медико-санитарные услуги. Недостаточность питательных веществ негативно отражается на качестве жизни и учебе и может привести к болезни и смерти.
Здоровое питание уменьшает опасность возникновения проблем со здоровьем, наиболее характерных для настоящего времени. Исследования показывают, что первые признаки хронических заболеваний, таких как ожирение, сердечно-сосудистые заболевания, рак и нарушения пищеварения, проявляются в юности. Установлено, что просвещение в области питания оказывает существенное влияние на формирование полезных для здоровья привычек в этой области, что, в свою очередь, ведет к уменьшению опасности возникновения болезней, связанных с питанием.
Влияние питания на здоровье.
Среди разнообразных условий окружающей среды, постоянно воздействующих на молодой организм, одно из ведущих мест принадлежит фактору питания. Влияние питания на растущий организм многогранно: оно не только обеспечивает гармоническое развитие и укрепляет общее состояние здоровья, но может повышать работоспособность и улучшать успеваемость школьников.
Если говорить об отношении к еде с точки зрения здоровья, то надо отметить, что такое рациональное питание, разнообразное питание и в чем состоит его режим. Соблюдая нехитрые правила, можно сохранить здоровье, на что следует обратить внимание детей. Здоровое питание включает в себя еще один принцип – умение правильно приготовить пищу.
Таки образом, все о чем говорили выше, укладывается в понятие:
1. Разнообразное питание, богатое всеми основными питательными веществами;
2. Прием пищи не менее 3–4 раз в день;
3. Умеренное употребление пищи;
4. Не позднее 19–20 часов;
5. Правильная кулинарная обработка продуктов.
В этой работе много проблем. Прежде всего очень трудно преодолеть стереотип в мышлении и поведении не только детей, но и взрослых, что здоровье – это дело не только государственное, но и личное. Главная ценность жизни – здоровье человека, за которое он отвечает сам и сам обязан поддерживать его.
Если говорить о правильном питании то это предусматривает:
1. Приобретение и усвоение знаний о том, как сохранить свое здоровье, а предупредить его нарушение – формирование духовно–нравственных качеств личности (ответственности, честности, доброты, милосердия).
2. Развитие умений и навыков безопасной, здоровой жизни – воспитание культуры здоровья (поведения, питания, общения, быта, труда).
Целостность означает, что здоровую жизнь человека мы рассматриваем в единстве всех ее составляющих: психическое, физическое, социальное и духовное здоровье.
Современное питание по данным обследования потребление избыточного количества жира, нам не хватает большинства витаминов, микроэлементов, пищевых волокон, незаменимых жировых клеток, содержащихся в растительных маслах и в морепродуктах. Выявляемые нарушения в значительной степени влияющие на состояние здоровья, связаны как социально–экономическими условиями, так и привычками и традициями в питании населения, существенную роль играет и низкий уровень образования населения в области здорового питания.
Здоровье детей в целом.
Питание детей тесно связано со здоровьем. Начало заболевание желудочно – кишечного тракта в 70 из 100 случаев приходится на 5–6 летний возраст и достигает пика к 8–12 годам. По данным академика А. А. Баранова, распространенность хронических заболеваний органов пищеварения составляет 702,3 на 1000 детского населения и зависит от ряда факторов:
1. Нерегулярное питание с перерывами более 3–4 часов;
2. Частое употребление острых блюд, консервированных продуктов, маринадов, копченостей, солений;
3. Однообразное питание;
4. Еда в сухомятку;
5. Употребление некачественных продуктов;
6. Несоблюдение режима дня;
7. Малоподвижный образ жизни;
8. Вредные привычки.
Устранение данных привычек снижает вероятность возникновения заболеваний пищеварительной системы в среднем на 15%. Понимание младшими школьниками важности правильного питания может стать эффективным способом профилактики и предупреждения неинфекционных заболеваний желудочно–кишечного тракта, развития сердечно–сосудистых заболеваний и рака. Каждый человек может и должен быть хозяином собственного здоровья.
Анализ существующей структуры питания страны показывает, традиционно высокое потребление зерновых продуктов (хлеба, каш и др. переработки зерна), а также картофеля (который обеспечивает одновременно существенный вклад в рацион россиян витамин С) никак не противоречит современным принципам здорового питания. Но в след за этими продуктами как по чистоте потребления, так и вкладу в калорийность рациона следует сахар и кондитерские изделия (А они должны обеспечить вершину «пирамиды» здорового питания, самую низкокалорийную ее часть). Известно, что здоровье напрямую связано с традицией потребления овощей и фруктов.
Призыв Всемирной организации здравоохранения о потреблении 400 гр. овощей и фруктов в день обошел весь мир, и в тех странах, где он реализован, показатели здоровья населения значительно лучше. У нас в стране, к сожалению, эти рекомендации не выполняются, и многие нарушения в питании напрямую связаны с недостатком в нашем рационе овощей и фруктов.
Формирование культуры здорового питания
Здоровье ребенка в школе рассматривается не только как цель, содержание и результат образовательного процесса, но и как критерий оценки качества и эффективности педагогической деятельности. Необходимость серьезно заниматься формированием культуры здоровья в системе общего образования обусловлена рядом объективных причин:
1. Фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы и привычки ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период.
2. В этом же возрасте закладываются и основы здорового образа жизни как системы норм правил, усваиваемых в специально проецируемой деятельности.
3. Школьный период в развитии наиболее сенситивен в формировании ключевых знаний об особенностях развития человеческого организма о факторах и способах сохранения здоровья.
Поэтому администрация школы и педагогический коллектив сегодня уделяют большое внимание созданию условий, способствующих укреплению здоровья, формированию навыков правильного здорового питания, поиску новых форм организации горячего питания и вопросам увеличения охвата учащихся горячим питанием. Питание должно быть сбалансированным, в течение дня ребенок должен получать необходимый для этого минимум пищевых и минеральных веществ.
В школе обучается 47 обучающийся. Получают горячее питание 47 обучающихся, что составляет 100% от общего количества учащихся. Двухразовым питанием охвачено 22 человека (46% от общей численности питающихся). За счет средств родителей получают горячее питание 47 человек.
Педагогическим коллективом проводится следующая работа по воспитанию культуры питания среди обучающихся:
- классные часы по темам: «Режим дня и его значение», «Культура приема пищи», «Острые кишечные заболевания и их профилактика» и родительское собрание «Совместная работа семьи и школы по формированию здорового питания и здорового образа жизни»;
- праздник «Золотая осень» для учащихся 1-11 классов, на котором представлены поделки из овощей и фруктов.