РЕАКЦИИ ДЕТЕЙ НА ТРАВМАТИЧЕСКИЕ И
СТРЕССОВЫЕ СОБЫТИЯ
|
Симптомы |
Первый шаг помощи |
||
|
Возраст 3-7 лет |
|||
1 |
Беспомощность и пассивность |
Обеспечение поддержки, отдыха, комфорта, пищи, возможности играть и/или рисовать. |
||
2 |
Генерализированный страх |
Восстановление защиты со стороны взрослых |
||
3 |
Познавательные трудности (ребенок не понял, что угроза исчезла) |
Повторные конкретные разъяснения ожидаемых событий |
||
4 |
Трудности распознавания собственных беспокойств |
Знакомство с эмоциональными названиями общих реакций. |
||
5 |
Недостаточность вербализации – элективный мутизм, повторяющиеся невербальные проигрывания травмы, немые вопросы |
Помощь в вербализации общих чувств и жалоб (ребенок еще не в состоянии воспринимать свои чувства по отдельности) |
||
6 |
Приписывание магических свойств воспоминаниям о травме |
Отделение травмы от вещественных напоминаний (дома, ящика для игрушек…) |
||
7 |
Расстройства сна (ночные страхи и кошмары, страх засыпания, страх оставаться одному, особенно – в темноте) |
Поощрение рассказов о них родителям и воспитателям. |
||
8 |
Тревожная привязанность (цепляние за взрослых, нежелание быть без родителей) |
Обеспечение постоянной заботы и ухода (например, заверения, что он будет встречен из детского сада /школы). |
||
9 |
Регрессивные симптомы (сосание пальца, энурез, лепетная речь) |
Переносимость взрослых к этим временным проявлениям. |
||
10 |
Тревоги, связанные с непониманием смерти; фантазии о «лечении от смерти»; ожидания, что умершие могут вернуться, напасть. |
Объяснения физической реальности смерти. |
||
|
Симптомы |
Первый шаг помощи |
||
|
Возраст 8-11 лет |
|||
1 |
Поглощенность собственными действиями во время события; озабоченность своей ответственностью и/или виной |
Помощь в выражении скрытых переживаний событий |
||
2 |
Специфические страхи, запускаемые воспоминаниями или пребыванием в одиночестве |
Помощь в идентификации и выражении воспоминаний, тревог предупреждении их генерализации. |
||
3 |
Пересказы и проигрывания событий (травматические игры); познавательные искажения и обсессивная детализация. |
Разрешение говорить и играть; разбор искажений, знания о нормальности чувств и реакций. |
||
4 |
Страх быть подавленным своими переживаниями |
Стимуляция выражения страха, гнева, печали и т.д., в поддерживающем присутствии взрослого, чтобы предупредить чувство захваченности переживанием |
||
5 |
Нарушения концентрации и обучения |
Стимуляция сообщать родителям и учителям, когда мысли и чувства мешают учебе |
||
6 |
Нарушение сна (плохие сны, страх спать одному) |
Поддержка в рассказах о снах, объяснения – почему бывают плохие сны |
||
7 |
Забота о своей и других безопасности |
Помочь поделиться беспокойством, успокоить реалистической информацией |
||
8 |
Нарушенное или нестабильное поведение (например, необычно агрессивное или безрассудное поведение, негативизм) |
Помощь в совладании с переживаниями с аппеляцией к самоконтролю (например, сказав: «Наверное, это тяжело – чувствовать себя таким сердитым») |
||
9 |
Соматические жалобы |
Помочь идентифицировать испытанные во время события телесные ощущения |
||
10 |
Пристальное внимание к реакциям и выздоровлению родителей, страх расстроить родителей своими тревогами |
Предложение встреч с детьми и родителями, чтобы помочь детям дать знать родителям – что они чувствуют |
||
11 |
Забота о других жертвах и их семьях |
Поощрение конструктивных действий в интересах пораженных и погибших |
||
12 |
Страх и чувство изменчивости, вызванными собственными реакциями горя; страх призраков |
Помощь в сохранении позитивных воспоминаний о том, что он делал в трудный момент
|
||
|
|
|
||
|
Симптомы |
Первый шаг помощи |
||
|
Подростковый возраст |
|||
1 |
Взгляд со стороны, стыд и вина (подобно тому, что бывает у взрослых) |
Побуждение к обсуждению события; связанных с ним чувств и реалистического видения того, что было возможно
|
||
2 |
Тревожное осмысление своих страхов, чувства уязвимости и других эмоциональных реакций; страх казаться ненормальным |
Помощь в понимании того, что способность переживать такой страх – признак взрослости; поощрение понимания и поддержки в среде сверстников
|
||
3 |
Посттравматические срывы (например, использование наркотиков, алкоголя, делинквентное поведение, сексуальные загулы) |
Помощь в понимании того, что такое поведение – попытка блокировать свои реакции на событие и заглушить гнев
|
||
4 |
Опасные для жизни правила; саморазрушающее или виктимное поведение |
Обращение к побуждениям к такому поведению с острыми последствиями; увязывание их с импульсивностью, ведущей к агрессии
|
||
5 |
Резкие изменения в межличностных отношениях |
Обсуждение возможных трудностей в отношениях со сверстниками и семьей
|
||
6 |
Желания и планы мести |
Выслушать имеющиеся планы; обратиться к реальным последствиям их исполнения; поощрять конструктивные альтернативы, способные уменьшить чувство посттравматической беспомощности
|
||
7 |
Радикальные изменения жизненных установок, влияющие на формирование идентичности
|
Связь установки изменений с влиянием травмы |
||
8 |
Преждевременное вхождение во взрослую жизнь (например, уход из школы или брак, или нежелание жить в доме) |
Поощрение отсроченных реакций, чтобы дать время на осмысление своих реакций на травму и переживания горя |
Как помочь ребенку?
- Разговаривайте со своим ребенком, отвечая на его вопросы.
- Очень внимательно прислушивайтесь к тому, что говорит ребенок: слышится ли вам страх, тревога, беспокойство. Очень полезно повторение слов ребенка. Например: ''Ты боишься, что…''. Это поможет вам и ребенку прояснить чувства.
- Не уставайте уверять ребенка: ''Мы вместе. Мы заботимся о тебе''. Эти уверения повторяйте многократно.
- Дотрагивайтесь до ребенка, обнимайте его как можно чаще - прикосновения очень важны для ребенка в этот период.
- Не жалейте времени, укладывая ребенка спать, разговаривайте с ним, успокаивайте его.
- Не требуйте от ребенка быть прежним, таким же, как раньше. Многие прежние требования к нему становятся уже сверхтребованиями (например, учиться только на пятерки, ничего не бояться), и временно эти планки придется снизить.
- Не пытайтесь манипулировать ребенком, используя его любовь к вам. Например, не стоит говорить: ''Ты что все время грустный. У меня же сердце от этого болит''.
- Не представляйте ребенка жертвой другим людям, особенно в ситуациях, когда он может это слышать.
Что вы можете сделать для себя:
- помнить, что вы переживаете нормальные реакции на ненормальные обстоятельства;
- позвольте себе страдать. Вы страдаете от потерь, и это правильно – переживать от утраты. Вы не сможете найти и сохранить утраченное, если не осознаете его значения;
- когда вы чувствуете себя плохо, напомните себе, что вокруг вас тоже страдают;
- постарайтесь регулярно питаться, использовать хорошо сбалансированную пищу и давать себе отдыхать;
- избегайте просмотра возбуждающих программ, кинофильмов с насилием или убийствами; музыки, представлений или ситуаций, которые усиливают беспокойство;
- физические упражнения могут помочь ослабить стресс. Чередование интенсивных нагрузок и расслабления поможет решить физические проблемы;
- говорите с людьми. Разговор – средство лечения;
- принимайте поддержку от тех, кто вас любит, от друзей и соседей. Люди заботятся о вас;
- регулярно встречайтесь со специалистом (психолог, врач) или ''группой поддержки'';
- обращайтесь за помощью, когда это необходимо.